МБОУ "Кадетская СОШ им.Героя России В.Н.Носова"
Республика Коми, Усть-Цилемский район, село Коровий Ручей
  • Функциональная грамотность

    «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» 

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность

    Способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

    Естественно-научная грамотность​

    Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

    Математическая грамотность​

    Способность формулировать, применять и интерпретировать математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

    Финансовая грамотность​

    Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни

    Креативное мышление

    Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания

    Глобальные компетенции

    Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем​

    Нормативные документы

    Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Приказ об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021-2022 учебный год

    Приказ об утверждении школьного плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

    Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Список литературы по формированию функциональной грамотности
    Сборник информационных материалов
    Оценка функциональной грамотности (презентация)
    Результаты PISA в 2018 (презентация)
    Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)
    Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
    Образовательная платформа «Просвещение»
    Тест «Цифровые компетенции педагога»
    Материалы Института стратегии развития образования РАО
    Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

    Банк заданий

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

    В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
     

    Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО

    БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

    ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

    ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ (7-9 КЛАССЫ)

    БАНК ЗАДАНИЙ для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по направлениям:

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Естественнонаучная грамотность

    Глобальные компетенции

    Финансовая грамотность

    Креативное мышление

    Что нужно знать о функциональной грамотности!

    Для ребенка очень важно быть успешным в не только в учебе, но и в жизни. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.

     сентября 2022 вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

    Что же такое функциональная грамотность?

    Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

    Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

    Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали жизненными.

     С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.

    Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru. А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/)  по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).

    Таким образом, учащимся будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie