«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни |
Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания |
Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем |
Нормативные документы
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Список литературы по формированию функциональной грамотности
Сборник информационных материалов
Оценка функциональной грамотности (презентация)
Результаты PISA в 2018 (презентация)
Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
Образовательная платформа «Просвещение»
Тест «Цифровые компетенции педагога»
Материалы Института стратегии развития образования РАО
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)
Банк заданий
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ (7-9 КЛАССЫ)
Естественнонаучная грамотность
Что нужно знать о функциональной грамотности!
Для ребенка очень важно быть успешным в не только в учебе, но и в жизни. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.
сентября 2022 вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали жизненными.
С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.
Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru. А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/) по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).
Таким образом, учащимся будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!