МБОУ "Кадетская СОШ им.Героя России В.Н.Носова"
Республика Коми, Усть-Цилемский район, село Коровий Ручей
  • Открытое письмо

    Автор: Внучка Клушиной Веры Сергеевны
    #ОткрытоеПисьмо#ЮбилейШколы#
    Открытое письмо.

    Добрый день, Любовь Ивановна!

    Пишет Вам внучка Клушиной Веры Сергеевны.

    Изучая в очередной раз историю своей семьи, в интернете я наткнулась на документ, посвященный Юбилею школы, МБОУ "Кадетская СОШ им. Героя России В.Н. Носова", из которого почерпнула дополнительную информацию к той, что знала о своей бабушке, Клушиной Вере Сергеевне. О том, что в годы ВОВ она работала в Коми АССР, в том числе в Усть-Цилемском районе, была директором некой школы-интерната, я знала из рассказов ее самой, но подробности мною в детстве были упущены либо забыты со временем, хотя рассказов было много и все они были наполнены удивительными, как мне тогда казалось, приключениями…

    Моя бабушка родилась в городе Макарьев 21 октября 1921 года, в семье революционера Сергея Степановича Клушина и, мещанки по происхождению, Марии Сергеевны Клушиной (в девичестве Сарайковой). Сергей Клушин участвовал в становлении Советской власти в городе Макарьев, был Председателем городского Совета, о чем информация по сей день хранится в краеведческом музее города Макарьев. Мать Марии содержала известное на весь город пошивочное ателье подвенечного и поминального платья и не очень одобрительно отнеслась к выбору девушки. Но Маруся была непреклонна и переехала к своему суженому в маленький дом сруб, в котором прожила всю свою жизнь и вырастила двух дочерей.

    Еще до начала Великой Отечественной войны о на похоронила мужа, ведь он был старше ее на 14 лет.

    С 1938 года Вера Сергеевна училась в педагогическом институте города Киров, после окончания которого, в 1941 году, была направлена в Республику Коми, с целью участия в организации школ-интернатов для детей охотников, оленеводов и тружеников леспромхозов, чтобы дать возможность их родителям полноценно трудится на пользу Родины. Работа в тылу была приравнена ко всеобщей мобилизации. Оленина и пушнина стали стратегическим товаром, обеспечивающим «гуманитарную и военную помощь» от стран антигитлеровской коалиции, а лес Республики Коми было остро необходим для нужд промышленности и фронта.

    На момент начала педагогической деятельности Вере Сергеевне было 19 лет. По специальности Вера Сергеевна была языковед, а по сути, обучала детей коми русскому языку, для многих из них он был по-настоящему — иностранный.

    В тяжелейших природных условиях Крайнего Севера, в построенныхза несколько месяцев короткого северного летадеревянных зданиях барачного типа, учителя не только учили детей, но и несли полную ответственность за их жизнь и здоровье, а также должны были привить неведомые им социалистическую дисциплину и советский коллективизм.
    Юные оленеводы и охотники, оказавшиеся в закрытой обстановке интерната, без родителей, не привыкшие к такой жизни и совершенно не имевшие страха перед северной природой, неоднократно пытались бежать. Особенно это было опасно весной, когда начинался ледоход. Как рассказывала мне бабушка, именно в это время дети ждали своих родителей (так видимо было с ними оговорено), возвращавшихся с зимних промыслов. Иногда родители задерживались, а дети не желали ждать и бежали в ночь, пока старшие спали. На рассвете взрослые снаряжались в погоню за беглецами. Ведь они, дети Севера, не просто будущее огромного региона Советской страны, а подопечные интерната, которых родители доверили Советской власти. В один из таких побегов, целая ватага ребятишек оказалась в воде. Большинство детей не умели плавать и, беспомощно барахтаясь, держались за края ледяных торосов. Вера Сергеевна, рискуя своей жизнью, лично вытащила из воды 12 ребятишек... Ее рост был 148 см.

    Необыкновенная сила духа, сознательность, беззаветная преданность своему делу и доблесть поколения советских людей стали оплотом для победы на фронтах Великой Отечественной войны!

    По окончании ВОВ судьба Веры Сергеевны резко переменилась.
    В 1944 году Вера Сергеевна встретилась с Владимиром Григорьевичем Турчаниновым, за которого вышла замуж в июле 1945 года. В силу политических измышлений того времени, она не могла больше исполнять обязанности директора школы-интерната, поскольку ее супруг, в бывшем дворянин, на тот момент был политическим ссыльным, осужденным еще в 1935 году по 58 статье. В1953 году с него, частично, а в 1958 году, окончательно, были сняты все обвинения, и он обрел возможность выехать на «Большую землю», хотя и с некоторыми территориальными ограничениями. Лишь в 2001 году, усилиями своей дочери Татьяны (моей мамы), Турчанинов Владимир Григорьевич, посмертно, был полностью реабилитирован.

    А тогда, в 1945 году, Вера Сергеевна, в свои неполные 24 года, была уверена в своем выборе. Не побоявшись ни того, что Владимир был старше ее на 15 лет, ни возможных репрессий со стороны властей, ни осуждения со стороны коллег и близких, связала свою жизнь с прекрасным человеком –любящим и воспитанным, капитаном флота, истинным патриотом своей Родины, с достоинством перенесшим все тяготы эпохи тоталитарного режима Сталина. В конце 1945 года родилась моя мама, Татьяна, в 1948 году сын Сергей, а в 1952 году дочь Екатерина.

    Чета Турчаниновых еще долгие годы жила в Республике Коми. Исходя из хранящихся в нашей семье архивных документов, в августе 1945 года она была направлена в Интинский РОНО, по месту поселения и трудоустройства своего мужа в совхозе Кочмес. И работала она в дальнейшем учителем-языковедом в семилетней школе-интернате в с. Косьювом (на документах и фото того времени с.Косьявом), затем, после 1953 года, в начальной школе №4 г. Инта.

    Из-за того, что в 1948 году у Веры Сергеевны во младенчестве от кори скончался сын Сергей, обеих дочерей, как только стало возможным, отправили на «Большую землю», в Макарьев. Там воспитанием девочек занималась их бабушка, Мария Сергеевна Клушина. Вера Сергеевна летом имела возможность их навещать во время длинного учительского отпуска, а отец, Владимир Григорьевич, виделся с дочерями еще реже…Вот такая советская и для многих вполне стандартная судьба.

    Тяжелые условия жизни, нехватка продовольствия в период войны и сразу после нее, непростые условия жизни на севере, отсутствие качественного медицинского обеспечения ,болезни - подрывали здоровье, как детей, так и взрослых.

    Самоотверженностьучителей,ихблизких,которыеподдерживалиипомогали,поройсверхсвоихсил,вписанависториюстраны-КраснымибукваминашейГордости!

    Уехав из Республики Коми, в 1960 году семья Турчаниновых окончательно поселилась в молодом городе гидростроителей и нефтяников — Жигулёвске. Дед, Владимир Григорьевич, работал в пароходстве вплоть до своей преждевременной,из-за подорванного здоровья на севере, кончины в 1964 году. Вера Сергеевна до ухода на пенсию работала в школе-интернате для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей. После выхода на пенсию она работала в детских пионерских лагерях — воспитателем. Умерла Вера Сергеевна18 ноября 1995 года, в г. Жигулёвске, где и похоронена.

    Моя бабушка, Вера Сергеевна Турчанинова (Клушина), как я ее помню, в быту была человеком строгих правил, в поведении очень сдержанного нрава. Она никогда не ругалась и не повышала голос, но и не отступала от принятых ею решений. В воспитании нас, троих ее внуков, придерживалась особых внутрисемейных дисциплинарных устоев, в том числе это касалось системы наказаний и поощрений, некоторые из которых меня удивляли. К примеру, когда кто-то заболевал, его сразу изолировали в отдельную комнату, и заходить в неё могла только бабуля. Каждое утро под подушкой «пациент» находил маленький сюрприз в виде фрукта или конфеты и за писочку с пожеланием выздоровления, которые мы писали сами. Участвовали в этом и друзья-соседи. Или, очередность мытья посуды зависела, в том числе, от своевременного прихода «ко столу», от скорости и качества поедания блюд, от правильного поведения за столом и степени оказания помощи тем, кто участвовал в приготовлении пищи. К этому относились и совместный поход на рынок за продуктами, и нарезка, и накрытие на стол, и последующая уборка со стола, и вынос мусора. Я, как старшая из внуков, всегда была в выигрыше, а вот младшенький страдал. Но у него были свои привилегии: только ему разрешалось вне очереди отходить ко сну в бабулиной кровати, на шикарных перинах; только ему не обязательно было самому читать книжку, можно было просто послушать, что ему прочтет бабуля. И лишь потом они подробно обсуждали прочитанное.

    К чтению книг у бабули было особенное отношение. В момент, когда Вера Сергеевна читала (обычно лежа в кровати), любой зашедший в комнату априори попадал в избу-читальню…Об отказе, как вы понимаете, не могло быть и речи. Она просто говорила: «Присядь, послушай…», — указывая на кресло рядом, и начинала читать вслух. Так я познакомилась со многими шедеврами литературной классики.

    Возможно, моё письмо получилось несколько поэтично и приукрашено, ведь мои воспоминания воссозданы из глубокого детства, когда я приезжала к бабушке на летние каникулы. Она доставала из кладовки сундуки, и… начинался«ритуал посвящения» - исключительно для меня! Два моих двоюродных брата, живших с ней в одной квартире, мало интересовались историями из жизни предков. Бабушка вытаскивала из сундуков, один за другим, то бережно сохраненные причудливые пимы, то сплошной без пуговиц тулуп с капюшоном, что-то типа малицы (были там и детские и взрослые одежки), то изящную муфточку с мордочкой чернобурки, то сафьяновые сапожки, то белый парадный китель деда, то подвенечное платье, расшитое вручную ее мамой, моей прабабушкой … И, конечно, мне было интересно, откуда все это (?) И тогда, со дна сундука бабуля доставала старые фотоальбомыи, осторожно касаясь пальцами пожелтевших от времени фотографий, начинала для меня свой рассказ...

    В семейном архиве сохранились фотографии Веры Сергеевны, в том числе осени 1941 года, когда она приехала в Усть-Цилемский район, а также последующих лет жизни и трудовых будней в Республике Коми. Есть несколько памятных фотографий того периодаее коллег-педагогов, учеников, работников интерната и фотографии школ. Сохранились также несколько документов, выданные Вере Сергеевне Усть-Цилемским РОНО и Интинским РОНО, датированные 1945…51 годами.
    У Веры Сергеевны, несмотря на столь долгий срок педагогической службы на Крайнем Севере,на сколько я знаю из имеющихся у меня на руках документов, не было особых знаков отличий за заслуги, кроме положенной ей «северной пенсии» и статуса Ветеран труда. Я понимаю, что послужило этой несправедливости — ее замужество за политическим ссыльным и дальнейший путь «жены декабриста».
    Сейчас, спустя 79 лет после окончания Великой Отечественной войны, у меня есть полное осознание того, что через мое письмо к Вам, через публикацию истории жизни Веры Сергеевны Клушиной, которую смогут узнать все, кто посетит сайт МБОУ "Кадетская СОШ им. Героя России В.Н. Носова" – СВЕРШИТСЯ АКТ ПРИЗНАНИЯ ЕЁ ЗАСЛУГ ПЕРЕД РОДИНОЙ, а главное, для меня и моей семьи, СПРАВЕДЛИВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, потому что ГРАЖДАНСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДВИГ, который она совершила в то тяжелейшее для нашей страны время, вместе со своими многочисленными коллегами-учителями— НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕДАН ЗАБВЕНИЮ!

    С уважением к Вашему труду и благодарностью за память к истории нашей Родины, внучка первого директора 7-летней школы-интерната с. Коровий Ручей, времен Великой Отечественной войны, (1941-1945 гг),Веры Сергеевны Клушиной, Господарская-Турчанинова Елена Николаевна.

    Ps/
    Моя мама (дочь Веры Сергеевны и Владимира Григорьевича), Татьяна Владимировна Иванова (Турчанинова), также стала учителем. Она проработала в школе без малого 47 лет. Её педагогическая карьера учителя географии сложилась в Советском Союзе. Она достигла на этом поприще самых значимых высот: была вице-президентом Российской ассоциации учителей географии (РАУГ), стала обладательницей Гранта Президента в 2006 году (школа № 110 г. Москвы), является автором двух изданий методических пособий для учителей географии, была методистом по естественным наукам, а также методистом по работе с детьми из неблагополучных семей.

    Но, в начале трудового пути, именно мать-педагог помогала ей своими наставлениями и поучала: как правильно построить урок, чтобы хватило времени и на подачу основного материала, и на дополнительные вопросы и неформальные рассказы о прелестях своего предмета; какие основные аспекты нужно сформировать для лучшего усвоения материала учащимися; как привить детям любовь к предмету и желание учиться. Все это было в письмах к дочери. Именно в тот период становления ее как учителя сложились тезисы, которых она придерживалась в своей работе, и которые, по ее мнению, определяли смысл и ценность великой профессии — Учитель:
    «Какой урок— без тайны?»,
    «Я — учитель, а не преподаватель!»,
    «Если не я, то кто ещё сделает детей влюбленными в эту жизнь и свою родину. И этот путь — через географию, — самый короткий!».

    И я уверенна, что эти слова также олицетворяли и весь профессиональный и жизненный путь моей бабушки, Веры Сергеевны Турчаниновой (Клушиной), с одной лишь оговоркой, что через словесность и родную литературу путь к любви еще короче…

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie