
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры. Основные методы обучения: игровой, наглядно-образный методы обучения. Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.
При изучении дебютной теории основным методом являлся поисковый.
Основные формы и средства обучения:
• Теоретические занятия, шахматные игры
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Решение шахматных задач
• Практическая игра
Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Со второй половины года дети стали знакомиться с шахматными понятиями: шах, мат, пат, рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с первой стадией шахматной игры - дебютом (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.
Во время учебного года обучающиеся школы принимали участие в различные шахматные соревнования и занимали призовые места.
Соревнования: «Белая Ладья», «Мы ищем таланты», Районная спартакиада учащихся образовательных учреждений. В марте 2025 года, в рамках сетевого взаимодействия, обучающиеся школы приняли участие во Всероссийском онлайн-турнире по шахматам «РОСТ Онлайн» среди обучающихся образовательных организаций, проводимом департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа.
Также в ходе обучения были использованы межпредметные связи с историей, математикой и физической культурой. Результат деятельности кружка – умения детей в их практической деятельности, то есть непосредственно в самой шахматной партии. В целом деятельность кружка можно оценить положительно, о чем свидетельствует посещаемость занятий. В этом учебном году учащиеся начальных классов также активно посещали занятия по шахматам.